Говоря о развитии экономики страны или региона мы вынуждены еще и еще раз обращать внимание на то, какую огромную опасность несет игнорирование на государственном и местном уровнях роли науки и инновационных процессов, непосредственно связанных с успешностью и эффективностью экономики. Как сказал Андрощук Г.А., эксперт Комитета по науке и образованию Верховной Рады Украины, на международной конференции «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики», современное состояние экономики Украины свидетельствует о том, что экстенсивное развитие экономики исчерпало свои возможности и необходим переход к новым инструментам его ускорения, адекватным состоянию развития мировой экономики. Сегодня вне инновационного пути Украина не сможет реализовать ни одну серьезную перспективную программу социального и экономического развития. Стержнем современной украинской модели конкурентоспособности экономики должна стать реализация инновационной модели структурной перестройки экономики, а в дальнейшем – реализация стратегии экономики знаний.
Анализируя ситуацию в стране, известный эксперт, профессор Богорош А.Т. подчеркивает, что за 18 лет независимости, такой наукоемкий сектор экономики Украины, как радиоэлектронная промышленность, практически пришел в упадок, а это - потеря более 6 млн. рабочих мест. Большинство высококвалифицированных специалистов переехали на постоянное место жительства за границу. А это усугубляет ситуацию: в стране становится все меньше квалифицированных кадров, способных возродить экономику на новых принципах развития.
Конечно, ситуацию обострил мировой финансовый кризис. Но этот кризис не только финансовый или экономический, это также кризис существующих теорий и концепций, образа мышления, моральных ценностей, духовности и в первую очередь сознания. Но кризис – это еще не крушение, это момент резкого обострения противоречий, потери динамизма, падение эффективности, но не гибели, это сигнал к действиям и изменениям.
Поэтому, спустя ряд лет после развала Советского союза, ученые стран СНГ стали договариваться о возобновлении совместного научно-технического сотрудничества на прорывных направлениях, чтобы включиться в процесс создания наукоемкой конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Серьезно озабочены этой проблемой и некоторые прогрессивные политики. Как заявил заместитель Министра экономики Украины Мунтиян В.И. на заседании Совета глав правительств СНГ (14 ноября 2008 года, г. Кишинев), давно назрел вопрос о разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до2020 года. Межгосударственная целевая программа будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции, модернизации научно-технического и инновационного потенциалов, формированию благоприятной инновационной среды и высокой инновационной культуры. В социальной сфере она будет способствовать повышению реальных доходов населения, достижению (не ниже 75%) социальных стандартов индустриально развитых стран мира, формированию благоприятного климата для научного творчества, изобретательской и инновационной деятельности, удовлетворению спроса на высококвалифицированных специалистов, приостановке «утечки мозгов» из государств – участников СНГ. Государствам Содружества удастся возобновить кооперацию научных комплексов, привлекать мировые инвестиционные потоки на развитие высокотехнологичных производств, выйти с их продукцией на мировые рынки.
А на Международном форуме «Развитие инновационного пространства СНГ» в 2009 году в г Казани В.И.Мунтиян сказал: «Очень быстрая и ускоряющаяся динамика изменений, требует от нас только одного: не упустить шанс и действовать незамедлительно, чтобы с максимальной выгодой использовать возникающие возможности для развития инновационного пространства СНГ. Тогда мы сможем реально обеспечить подготовку перехода Содружества к экономике знаний, путем ускорения процесса структурных реформ по обеспечению инновационности и конкурентоспособности, создания межгосударственного инновационного пространства СНГ. Незамедлительность действий определяется во первых: затянувшимся запаздыванием по данному направлению с циклом развития НТП, например Совет Европы 24 марта 2000 года в Лиссабоне принял новую стратегическую цель по созданию Европейского научно-инновационного пространства; во вторых: возросшими масштабами конкуренции на всех уровнях; в третьих: мировым финансово-экономическим кризисом; в четвертых одобренной главами государств и утвержденной главами правительств Стратегией экономического сотрудничества государств Содружества на период до 2020 года».
Межгосударственное инновационное сотрудничество должно быть ориентировано на практическую реализацию достижений фундаментальной и прикладной науки в решении проблем глобального характера и устойчивого развития государств – участников СНГ, среди которых первоочередные - экология, энергетика, транспорт ХХI века, изменение мирового климата, глобальная информационная инфраструктура и др. Исходя из этого, в числе основных направлений долгосрочного инновационного сотрудничества в реальном секторе экономики, промышленном производстве и сферы услуг следует рассматривать сотрудничество в области микроэлектроники и микропроцессорной техники, генной инженерии микроорганизмов и биотехнологии, информатизации, компьютеризации, формирования базы данных, авиации и космоса, новых композитных материалов, биотехнологии, электроники и информатики, транспорта.
В этой связи чрезвычайно важное значение приобретает международный трансфер технологий. Центры трансфера технологий в Европе уже давно стали обычным явлением. На территории СНГ показателен опыт Российской Федерации, которая в последние годы развивает партнёрство со странами Европы в инновационной сфере. Проект, реализуемый в рамках Седьмой рамочной программы ЕС, предполагает создание по всей стране сети центров, которые помогут взаимодействию разработчиков и потребителей наукоёмких технологий, то есть НИИ и предприятий из России и ЕС. Основная цель – создание в стране сети некоммерческих структур, оказывающих поддержку малым предприятиям, исследовательским институтам и конкретным учёным в сфере научно-технологического сотрудничества России и Европейского союза.
В идеале каждая такая структура должна оказывать услуги сразу по трём направлениям (модулям): модуль «А» – бизнес-кооперация с компаниями ЕС и помощь в выходе с инновационной продукцией на европейские рынки; модуль «B» – международный трансфер технологий; модуль «С» – помощь в участии в 7 Рамочной программе ЕС по исследованиям и разработкам.
В 2009 году Министерство экономического развития России выделило 20 миллионов рублей на организацию работы новых евроинфоцентров и их количество составило уже больше 20. На развитие этой инфраструктуры Министерство готово выделять до 800 миллионов рублей и финансировать до 80 процентов затрат по каждому конкретному проекту. Остальные средства должны предоставить местные власти.
Уже сегодня центры бесплатно оказывают малым предприятиям услуги, которые на таких условиях не предоставляются нигде и никем, прежде всего, помогают предпринимателям выйти со своей продукцией или услугами на европейские рынки. «Центры могут дать информацию практически по любым вопросам государственной политики стран Европейского союза в сфере госзакупок, регулирования торговли и поддержки малых и средних предприятий. В частности информацию о тендерах на госзакупки в странах ЕС, действующих программах поддержки малого и среднего бизнеса, ставках налогов, импортных и экспортных пошлинах в странах ЕС и России», – говорит сотрудник агентства Илья Кирьян. Также евроинфоцентры через московский головной офис размещают информацию о российских компаниях в базе данных Европейской сети поддержки предпринимательства. Только за последние 12 месяцев только один центр принял обращения от 428 фирм из стран ЕС.
Попытки создать такую сеть предпринимаются и в Украине, но, к сожалению, только на общественных началах. Примером может служить Крымский центр трансфера технологий, размещенный на сайте www.uiis.com.ua. Он был создан в конце 2008 года Южным институтом интеллектуальной собственности во взаимодействии с Таврическим региональным центром инновационного развития и научной общественностью Крыма. Но какой-либо целевой поддержки от органов власти институт так и не получил. Вместо этого ведущие крымские министерства пытаются создать свои центры, не понимая того, что здесь нужна концентрация усилий и средств, поскольку это дело не дешевое и требует активной организационной и экспертной работы.
Только создание, при поддержке государства, региональной и национальной сетей трансфера технологий позволит Украине и Крыму включиться в международный трансфер технологий, что даст возможность украинским инновационным предприятиям и научным организациям размещать как запросы, так и предложения (профили технологий) в базе данных Европейской сети поддержки предпринимательства. Как уже писал STRF.ru, работу инновационных центров должно финансировать в первую очередь государство, что в России и делается.
В этой связи назрела необходимость объединять усилия самим предприятиям и научных организациям, поскольку в нашем мире «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Еще одна проблема международных связей в инновационной сфере связана с охраной и использованием интеллектуальной собственности. Недавно Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования Полохало В.И. презентовал Белую книгу "Интеллектуальная собственность в инновационной экономике Украины". Книга подготовлена Комитетом по вопросам науки и образования ВР и представляет собой первый за 17 лет комплексный анализ различных материалов в этой сфере. По подсчетам Национальной академии наук, в Украине при оценивании стоимости предприятий интеллектуальная собственность учитывается только в размере 1% в то время как в странах Европейского союза этот показатель достигает 50- 85%. За последние 17 лет количество изобретателей в Украине уменьшилось в 20 раз. По убеждению В.И.Полохало, именно система управления интеллектуальной собственностью в Украине препятствует инновационному развитию: вместо Центрального органа исполнительной власти, как во всех других странах, в Украине был создан в 2000 году Департамент при Министерстве образования и науки.
Ценность интеллектуальной собственности для инновационного бизнеса связана с использованием исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, продукты научной и научно-технической деятельности, в частности, различные методики, инструкции, чертежи, ноу-хау, изобретения и полезные модели, например, технические решения в формате программно-аппаратного комплекса для решения задач автоматизации. Интеллектуальная собственность обеспечивает капитализацию бизнеса и закрепление имущественных прав в виде нематериальных активов. Являясь объектом и средством управления, интеллектуальная собственность стимулирует формирование корпоративных приоритетов у работников и партнеров, становится инструментом формирования и управления горизонтально-интегрированных холдингов.
Умелое сочетание интеллектуальной собственности разной видовой принадлежности в бизнесе расширяет возможности реализации интересов правообладателя, включая оптимизацию, коммерциализацию и защиту от рейдерства, от несанкционированного использования.
Документальное подтверждение объективной формы произведения и технического решения в его составе, охраняемого как ноу-хау, изобретение, полезная модель, позволяет защищать «форму и содержание интеллектуальной собственности» Но эффективное управление интеллектуальной собственностью возможно только при наличии определенной системы, опытных специалистов в области экономики, технического регулирования, юриспруденции, бухгалтерского учета и координации их взаимодействия. Эффективное управление и риск-менеджмент в сфере интеллектуальной собственности в значительной мере повышает инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность, капитализацию, стабильность, ликвидность инновационного бизнеса.
Тот же российский опыт показывает, что и здесь нужна определенная инициатива общественности. Примером может служить ассоциация «ФИНАС», которая создала корпоративную систему управления интеллектуальной собственностью. В фирме считают, что не следует обольщаться «защитой», предоставленной законодательством для объектов авторских прав или патентом для объектов промышленной собственности: на каждый аргумент всегда найдется контраргумент, на всякий патент всегда найдется возможность его оспорить, отозвать, «перекрасить»...
Корпоративное управление интеллектуальной собственностью организуется путем стандартизации правил ассоциированной системы менеджмента качества интеллектуальной деятельности с задачами профессионального управления интеллектуальной собственности на условиях аутсорсинга, с возможностью сертификации интеллектуальной собственности, нематериальных активов по правилам корпоративной системы сертификации и защиты интересов правообладателя специальным Третейским судом.
В Ассоциации считают, что разрешение споров по гражданскому обороту интеллектуальной собственности в арбитражном суде — процесс трудоемкий и дорогостоящий. Оптимизация судебных процедур и расходов возможна по регламенту Третейского суда, созданного и функционирующего в соответствии с Законом «О третейских судах в Российской Федерации».
Каждому корпоративному члену Ассоциации, прошедшему процедуру сертификации, выдается «Сертификат соответствия объектов и подтверждений интеллектуальной собственности», который дает право на защиту, при необходимости, его интересов Третейским судом и возможность исполнительного производства Федеральной службой судебных приставов РФ.
Одним из способов профилактики рисков правообладателя и возмещения ущерба от несанкционированного использования, рейдерства интеллектуальной собственности, ошибок суда или предвзятости должностных лиц исполнительной власти является страхование рисков гражданского оборота интеллектуальной собственности. Страховщик имеет право и должен от имени страхователя вступать в переговоры и соглашения о возмещении причиненных убытков, представлять интересы страхователя в суде или иным образом осуществлять правовую защиту страхователя. Страхованием покрывается: ущерб, причиненный имущественным интересам страхователя; судебные сборы, расходы и издержки; расходы по защите интересов страхователя в судебных органах. Страхование рисков правообладателя позволяет возмещать ущерб, связанный с интересами правообладателя в отношении интеллектуальной собственности.
Создание такой системы в Крыму – задача привлекательная, но не простая. Южный институт интеллектуальной собственности заключил договор о намерениях с российской ассоциацией «ФИНАС», которая готова взять на себя часть работ в сфере охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности в Крыму. Однако законодательство России и Украины совпадает далеко не всегда, поэтому нужно создавать свою систему и Институт ищет для этого украинских партнеров.
И последнее. Мы многое теряем из-за разрушенных за последние 18 лет контактов с бывшими нашими партнерами из России и других стран СНГ. Некоторые из них ушли уже далеко вперед по сравнению с Украиной. Так, в Украине в 2002 году впервые в СНГ был принят достаточно прогрессивный Закон «Об инновационной деятельности». Но в Украине он до настоящего времени так и не заработал в полной мере, а в Казахстане, Беларуси и даже маленькой стране Молдове, по нашему примеру, приняты законы, которые успешно работают и позволяют им идти вперед.
Несколько инициатив в этой связи проявил Творческий союз научных и инженерных объединений (обществ) Крыма. Среди них можно назвать такие:
- ежегодное проведение в Крыму международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики». Сами участники уже «окрестили» ее как «крымский Давос». Почему же крымчане мало пользуются такой площадкой для информационного обмена, изучения опыта коллег из других стран?
- по инициативе крымских ученых, влиятельная в России общественная организация - Петровская академия наук и искусств приняла решение о создании в Крыму регионального отделения;
- Творческий союз НИО Крыма стал членом Международного союза научных и инженерных общественных объединений.
Важность этих шагов том, что у этих общественных объединений имеются свои местные организации практически в каждом регионе СНГ и после нашего вступления в эти структуры они становятся доступными нам для контактов и делового общения.
Давайте этим заниматься вместе.