Вторник, 30.04.2024, 15:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Петровская академия наук и искусств. Крымское отделение

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2010 » Май » 13 » Заседание комиссии по науке и образованию
    19:57
    Заседание комиссии по науке и образованию
     
     
    13 мая 2010 г состоялось расширенное заседание комиссии по науке и образованию Верховного совета Автономной Республики Крым. На комиссии рассмотрен вопрос о повышении эффективности использования научного потенциала для решения актуальных социально-экономических задач региона.
    С докладами выступили В.С.Тарасенко, президент Крымской академии наук, А.С.Слепокуров, председатель Творческого союза НИО Крыма, ученый секретарь Перовской академии наук и искусств, А.С.Аблятипов, заместитель министра обра зования и науки АРК, А.М.Баланин, заместитель министра экономики АРК.  
    В связи с важностью рассматриваемого вопроса, в работе комиссии приняли участие В.А.Константинов, Председатель Верховного совета АР Крым и Т.В.Умрихина, заместитель председателя Совета министров АР Крым.
     
    Приняли также участие ученые, члены Петровской академии наук: В.А.Боков, С.А.Ефимов, А.В.Кубышкин, Б.Г.Троценко и др. 
     
    Текст выступления Тарасенко В.С.:

    Сегодня реальную координацию деятельности научной общественности Крыма (включая город Севастополь) осуществляет Крымская академия наук, которая была создана в мае 1993 г. Основными целями и задачами крупнейшего в Крыму общественного научного объединения являются:
    - координация деятельности ученых и специалистов, представляющих ведущие научные и научно-технические центры региона;
    - разработка стратегии инновационного развития АРК;
    - объединение ведущих ученых Крыма для решения актуальных жизненно важных для общества задач: разработка стратегии устойчивого эколого-социально-экономического развития автономии: оценка рекреационных, водных, земельных ресурсов, крупных инвестиционных проектов и др.
    Практически не имея государственной поддержки, Академия участвует в решении серьезных комплексных эколого-социально-экономических проблем путем экспертизы крупных региональных проектов. В частности, независимая экспертиза была проведена по проектам:
    - Стратегия экономического развития АРК до 2015 г. (2005 г.);
    - Проект строительства транспортно-промышленного комплекса «Донузлав» (2006 г.);
    - Генеральный план развития «Большой Ялты» (2007 г.);
    - Проект строительства Угольного терминала в Севастопольской бухте (2009 год);
    - Заключение о прекращении добычи песка на озере Донузлав (2008 г.);
    - Заключение о намерениях добычи песка на месторождениях ЮБК (Гурзуф, Алушта и др.) (2007 г.).
    Силами Академии был разработан целый ряд инновационно - инвестиционных проектов для устойчивого развития Крыма. В их числе:
    - Проект «Экополис «Янтарный» (2010 г.);
    - Стратегия развития Западного Крыма. Проект «Крымские золотые пески» (2006 г.);
    - Стратегия развития Восточного Крыма. Проект «Киммерия» (2006 г.);
    - Проект «Альпийская деревня», (2005 г.);
    - Проект «Донузлав-марикульутра», (2005 г.);
    - Проект «Крымская региональная стратегия обращения с ТБО», (2005 г.);
    - Проект «Автоклавная термохимическая переработка промышленных и бытовых отходов», (2005 г.);
    - Программа интегрированного управления водными ресурсами (2003 год).

    Говорю я это не для того, чтобы похвалиться. У нас в Крыму работают уникальные научные учреждения и вузы, которые могут решать конкретные проблемы региона. Так, Крымский агротехнологический университет, Никитский ботанический сад, Институт «Магарач» и другие готовы решать проблемы возрождения приоритетных отраслей сельского хозяйства и создания принципиально новой перерабатывающей промышленности;
    Южный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии способен решить проблему обеспечения населения и гостей Крыма рыбной и другой морской продукцией;
    Национальная академия природоохранного и курортного строительства решает проблемы развития строительного комплекса.
    Крымский медицинский университет готов решать вопросы не только чисто здравоохранения, но и совместно с техническими организациями - вопросы производства в Крыму медицинской техники и фармацевтической продукции.
    Но сегодня мы говорим об общей для всех принципиально важной проблеме использования научного потенциала для решения экономических и социальных задач региона.
    На первое место я бы поставил вопрос восстановления взаимодействия науки и власти, без которого вообще невозможно проведение каких-либо реформ. Мы неоднократно поднимали вопрос о межведомственном органе управления в сфере науки и инноваций. Неважно, как он будет называться, но он должен работать с учеными и специалистами, решать их проблемы и проблемы инновационного развития региона. Нормально ли то, что за 5 лет у нас не было ни одного делового контакта по проблемам науки и инноваций с ключевым в Правительстве Министерством экономики?
    Надо ввести в практику общественное обсуждение и экспертизу проектов важных управленческих решений. Многие документы, подготовленные в здании Совета министров АРК, не выдерживают никакой критики.
    Нужно поднять уровень инновационной культуры в обществе. Нам, ученым, бывает стыдно за чиновников и некоторых руководителей производства, которые не владеют даже терминологией в этой сфере.
    Нужно создать условия, которые позволят государственным служащим слышать мнение ученых. Для этого нужен дом ученых и другие структуры поддержки научной деятельности в Крыму. Мы пытались создать Общественный комитет инновационного развития, но на его заседание не пришел ни один государственный служащий! А общаться между собой мы можем и без этого.
    Чрезвычайно важна для региона проблема энергосбережения. Академия осуществляет научное сопровождение разработки крупных энергетических проектов, в частности: Бахчисарайская ВЭС мощностью 200 МВт (Бахчисарайский район), Тургеневская ВЭС мощностью 200 МВт (Белогорский район), Холмогорская ВЭС мощностью 200 МВт (Белогорский и Советский районы). Это крупные и важные проекты позволят повысить уровень энергетической независимости региона. Но мы практически не занимаемся вопросами энергосбережения. За три последних года только две гелиоустановки построены на объектах социальной сферы (детские сады в Бахчисарае и Первомайском).
    Напрашивается вопрос: почему иностранным фирмам и фондам это надо, а нам не надо? Неужели никого не волнует, что во многих детских садах нечем подмыть ребенка, а в больнице негде помыться. Ведь солнце дарит нам энергию бесплатно.
    В Крыму не сформирована инфраструктура инновационного процесса, не оказываются услуги по охране и коммерциализации интеллектуальной собственности, не ведется работа по первичному освоению новой конкурентоспособной продукции. Но об этом скажет в содокладе Слепокуров А.С.
    В заключение хотел бы сказать, что только такие крупные общественные организации, как Крымская академия наук, способны создавать многопрофильные творческие коллективы из специалистов разных научных направлений. А это то, что надо власти для разработки различных концепций, программ и стратегий, многопрофильных инновационных проектов, направленных на устойчивое эколого-социально-экономическое развитие Крыма.
    Академия готова взять на себя такую работу. Но партнерство должно быть взаимным и ученые рассчитывают на организационную и финансовую поддержку власти их творческой, инновационной, экспертной, издательской, международной и научно-проосветительной деятельности на благо Крыма.
    Мы хотели бы, чтобы все понимали: мы не просим поддерживать ученых, они заработают на свою жизнь сами. Но если мы хотим видеть Крым развивающимся, надо привлекать ученых для его возрождения!
     
    Текст выступления Слепокурова А.С.

    Наука – сфера многопрофильная. Есть фундаментальная наука (это функция государства), есть прикладные научные исследования. Но есть научно-техническая деятельность – опытно-конструкторская, технологическая и экспериментальная деятельность, без которой невозможно развитие производства.
    Предприятию нужен не сам научный продукт (это новое знание, изложенное в форма отчета), а его материализованный вариант - опытные образцы, чертежи, технологические процессы или регламенты. То есть нужен некий проводник или мостик между наукой и производством, которым является научно-техническая деятельность и которую мы развалили.
    Наша экономика развалилась потому что она не была ориентирована на науку и рынок: у предприятий не было научно-технического задела (что и как производить завтра), а власть не знала, что надо привлечь науку. Как результат - сегодня уже некому разработать элементарную конструкторскую или технологическую документацию, а страна утратила возможности для обновления производства, организации производства новой конкурентоспособной продукции. Поэтому бессмысленно сегодня требовать от ученых новых разработок пока не будет восстановлена система их внедрения.

    Как реагировала власть на происходящие процессы? Простой пример. Некое предприятие производило, например, торпеды. Они стали не нужны. Предприятие не знает что ему делать дальше. Центральная власть физически не может дойти до каждого предприятия. А местная власть говорит: это не наше дело, пусть государство думает. Так поступали мы.
    Но такая же ситуация была в Восточной Германии в начале 90-х годов. Они думали иначе: «Если предприятие остановится, люди останутся без работы. Мы получим:
    - социальную напряженность и увеличение преступности;
    - навсегда потеряем десятки миллионов поступлений в бюджет;
    - придется платить людям пособие по безработице и трудоустраивать их. Ликвидация – это слишком дорогое удовольствие!
    Выход: нашли немного денег и привлекли ученых. Через 6 месяцев ученые дали 2 десятка предложений что можно делать используя высвобождаемых людей и площади. Власть направила предложения крупным корпорациям, которые с удовольствием разместили там свои цеха и филиалы.
    Это классический пример инновационного подхода, когда власть вкладывает немного денег на инновации чтобы запустить механизм привлечения инвестиций.
    Немцы справились с проблемой за 2 года. Китаю понадобилось 10 лет, чтобы создать современную инновационную инфраструктуру, которая считается одной из лучших в мире.
    Такая инфраструктура создана и эффективно действует в большинстве стран современного мира, это инновационные центры, инновационные бизнес-инкубаторы, технологические парки, технологические полисы и т.д. (как правило, в форме малых предприятий и их объединений, ориентированных на инновации). Они берут на себя весь цикл инновационных работ: конструкторские и технологические работы, бизнес-планы, маркетинговые исследования и анализ рынка, изготовление, испытание и сертификация образцов и т.д.
    В Китае на науку и инновации (это без инвестиционной сотавляющей) направляется 2,5% ВВП, в Казахстане 4% ВВП, в Украине 0,4%, в Крыму – 0,001%, хотя по Закону Украины «О научной и научно-технической деятельности» положено направлять 1,7% ВВП.
    Мы потеряли шанс сделать это своевременно. Но пока у нас еще есть научный потенциал положение еще можно исправить. Что можно сделать сейчас:
    1. Нужно срочно восстановить систему взаимодействия власти и науки. Мы исходим из того, что каждому министрству есть чем заниматься в сфере науки и инноваций, но нужен межотраслевой, координирующий орган, определяющий совместно с учеными стратегию научно-технического и инновационного развития региона.
    2. Практическую работу начать с анализа имеющегося потенциала науки (у ученых есть старые разработки которые не потеряли актуальность и сегодня). Создать базу данных о разработках, организовать их передачу на предприятия, обмен с другими регионами.
    Мы должны предложить каждому предприятию на выбор ряд разработок, из которых они могли бы выбрать перспективную для себя продукцию. Готовых рецептовни у кого нет, этим надо заниматься целенаправленно.
    Такая работа нами начата, но из-за отсутствия средств мало эффективна.
    3. Следующая проблема - как грамотно передать на производство эту интеллектуальную собственность (в частности, оценка, постановка на бухгалтерский учет, на баланс предприятия). Такой опыт есть в России, но его надо внедрить в нашем регионе. Мы живем в рыночной экономике и без четких «правил игры» никто не отдаст свою интеллектуальную собственность.
    4. Кто будет «внедрять» новые разработки и технологии? Нужно создать систему малых инновационных структур. Это - конструкторские, технологические, маркетинговые, консалтинговые и другие фирмы, технопарки и технополисы, курортополисы, агротехнополисы и др. Такие наработки у нас есть.
    Этот процесс можно начать с создания и государственной поддержки базового технологического парка, как учебно-методического и организационного центра инновационной политики в регионе.
    5. Подготовка кадров для инновационной сферы (как конструкторов и технологов, так и менеджеров). В России еще 10 лет назад спохватились и начали готовить кадры для технологических отраслей. Мы продолжаем готовить юристов и экономистов.
    6. Разработка грамотной стратегии инновационного развития АРК. Это очень серьезная прогнозно-аналитическая работа, но она по силам крымским ученым. В этой стратегии должна быть прописана «роль» каждого научного учреждения и каждого предприятия. А когда будет ясно на что мы реально способны, можно будет уже выйти на стратегию социально-экономического развития региона.
    7. Поддержка прикладных научных исследований (с участием заинтересованных предприятий). Научный потенциал (люди) у нас сохранились в вузах и некоторых академических институтах (Магарач, ЮгНИРО, НБС и др.). Есть прямая связь с НАН Украины через Крымский научный центр. Необходимо создавать на их базе научные парки, инновационные центры и бизнес-инкубаторы, которые возьмут на себя роль «проводников» разработок в производство.
    8. Организация устойчивого финансирования научной и научно-технической деятельности в интересах региона. Исходя из мировой практики, в инновационном процессе должно быть задействовано как минимум два источника финансирования: государственное (стартовое) на стадии оформления инновационного проекта и негосударственное (собственные и заемные средства предприятий) - на стадии освоения производства.
    Для этого необходимо:
    - разработать и утвердить программу инновационного развития региона с ежегодным уточнением и финасовой поддержкой на прединвестиционной стадии конкретных инновационных проектов и предложений. Пример – опыт Германии по созданию инновационных сетей – временные объединения (власть, наука, банки, производство).
    - в бюджете АР Крым и всех местных бюджетах предусмотреть строку «Финансирование научно-технических и инновационных проектов и программ». Это предусмотрено Законом Украины «Об инновационной деятельности» и Законом Украины «О государственном регулировании в сфере трансфера технологий»;
    - осуществить меры по созданию коммунальных специальных инновационных финансово-кредитных учреждений для финансовой поддержки местных инновационных программ (предусмотрено Законом Украины «Об инновационной деятельности»).
    - разработать и осуществить меры по привлечению внутренних инвестиций, предусмотренных Законом Украины «Об институтах общего инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)».
    Что мы сегодня имеем? В крымских научных учреждениях и вузах имеются разработки для организации производства новой конкурентоспособной продукции:
    - в пищевой промышленности - деликатесной пищевой продукции, напитков и пищевых добавок из рыбной и другой морской продукции, южных плодов, ягод, которая будет пользоваться большим спросом у приезжающих в Крым гостей;
    - продукты переработки эфиромасличных растений могут стать основой для производства различных масел, пользующихся спросом на мировом рынке;
    - на основе разработок ученых медицинского профиля возможна организация производства новых лечебно-профилактических продуктов, физиотерапевтических приборов и аппаратов, фармацевтических и лечебно-профилактических продуктов;
    - на базе разработок ученых и специалистов судостроительного профиля можно организовать производство малотоннажных судов для сферы курортов и туризма;
    - в автомобильной промышленности - производство курортных электромобилей и др.;
    - возобновляемая энергетика – неначатый фронт работы.
    Чего нет у нас – можно взять у других: создается национальная сеть трансфера технологий, мы ее участники.



    Просмотров: 921 | Добавил: Академия | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]